22 октября 09:15
Тольятти 5ºС

Прямой эфир с губернатором Самарской области Николаем Ивановичем Меркушкиным

04.05.2016

Здравствуйте, это специальный выпуск программы «Обозреватель». В студии Ирина Денисова. Сегодня у нас «прямая линия» с губернатором Самарской области Николаем Ивановичем Меркушкиным. Нас смотрит и Тольятти, и вся Самарская область благодаря нашим партнерам – ТРК «Губерния».

Мы хотим жить в экономически сильной стране, в успешном регионе и успешном городе. Что зависит от власти, а что – от нас с вами? Как реагировать на вызовы времени, как укрепить моральный дух и не утратить веры в самих себя и свое будущее?

Сегодня Самарская область по многим показателям становится опорным краем. Ведется огромная работа по всем направлениям. Это сельское хозяйство, автомобильное производство, авиапромышленность, нефтехимия, строительство жилья, социальных объектов, реконструкция дорог и многое-многое другое, из чего складывается качество жизни. Конечно, проблемы еще есть. Но дорогу осилит идущий. О том, какие перспективы открываются перед нашим регионом и в особенности перед Тольятти и какие задачи стоят сегодня во главе угла, – наш разговор.

У нас в студии губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин. Я приветствую вас, Николай Иванович.

– Добрый вечер, уважаемые тольяттинцы, телезрители.

 

– Спасибо большое, что вы нашли в вашем графике время для этого очень серьезного и необходимого разговора. Я хочу сказать всем телезрителям, что мы встречаемся с Николаем Ивановичем в прямом эфире. Наш многоканальный телефон 700-500, очень ждем, звоните, задавайте свои вопросы. Если вы звоните по межгороду, код Тольятти 8482.

Николай Иванович, наверное, начнем с самой такой, я бы сказала, главной новости последних дней. Буквально накануне на космодроме «Восточный» успешно произведен запуск ракеты-носителя «Союз 2.1а» производства самарского РКЦ. Это исторический момент. Вы сами были – вот мы видим кадры – в марте на «Восточном». Как вы оцениваете это событие, Николай Иванович?

- Ну, это событие уже оценили практически все и, прежде всего, президент страны, как новую эпоху в освоении космоса. У нас появился свой российский собственный полноценный космодром. Раньше все с Байконура запускали. У нас в Плесецке есть, но он неполноценный, узкого направления. А теперь вот свой космодром, откуда можно осуществлять пуски, они значительно более экономны. И, естественно, для страны это исключительно важно и геополитически.

Пуск, мы знаем, не с первого дня получился, но это даже к лучшему. Потому что речь шла о совсем маленьких неполадках, но зато все системы еще раз были дополнительно проверены, и в итоге вчера состоялся успешный пуск. И, конечно, это эпохальное событие для страны, для Самарской области. Потому что там практически все наше: это был наш проект, т.е. наши ученые, конструктора спроектировали космодром «Восточный», полностью контролировали, как идет исполнение всей технической части (я не говорю о социальной – жилье и т.д. для людей). Это спроектировано под наш корабль, под наши спутники в основном, большей частью. Исполнитель непосредственный по металлу (большая часть стартовой площадки – это металл) – наш сызранский «Тяжмаш». Если в целом брать, там 85-90 % – это все самарское. И когда мы были на так называемом «сухом» пуске, когда проверялись все системы, насколько они готовы к пуску, я специально задал вопрос: «А как тут Самара?» Руководитель космодрома говорит, что все самарское. Нет практически ничего не самарского. Я, говорит, шага не могу сделать сам, пока не получу разрешение или консультацию специалистов, которые сопровождали с самого начала и сегодня сопровождают строительство и готовность к запуску ракеты. Поэтому, конечно, для самарцев, для наших ученых, конструкторов это большой успех. Это новая площадка для нас, для всей страны. Об этом вчера говорил президент, что это новая эпоха, новая страница в освоении космоса. Там еще один наш – наш Комаров.

– Да, конечно, наш Комаров, мы его тоже видели.

– Игорь Анатольевич. Мы и на «сухом» пуске были вместе. Конечно, он переживал. Последний год работал там, много раз прилетал. Мы его хорошо знаем по АВТОВАЗу. Это тоже было приятно, что человек, который хорошо знает и Тольятти, и всю Самарскую область. Хорошие отношения у нас сложились с ним, деловые. И было приятно, что в итоге проект запустился успешно.

– Действительно, Игорь Комаров, казалось, еще совсем недавно был в этой студии, давал интервью, поэтому, пользуясь случаем, мы передаем ему наши поздравления.

Николай Иванович, вы к нам приехали сюда в студию с торжественной церемонии, которая проходила в ДКИТ Тольятти. И впервые вы там чествовали людей труда, вот мы сейчас видим эти кадры, посмотрите, пожалуйста, – полный зал людей, у всех такое приподнятое настроение. Вы поздравляете людей труда. Действительно, давно такого не было, традиция возрождается. Скажите, Николай Иванович, почему так необходимо сегодня большое внимание уделять труженикам?

– Ну, во-первых, мы последние 20-25 лет искаженно представляли место человека труда, что общество начало делиться, условно говоря, на несостоятельных или второсортных. И считали, что этот путь приведет нас к успеху, что рабочий, как робот, будет работать, лишь бы ему зарплату платили. А на самом деле не все так просто. И это, понятно, было очень давно, по крайне мере, для меня, – и 20, и 25 лет назад. Мне пришлось бывать еще давным-давно в Скандинавских странах – Швеции, Финляндии, Дании. В них к человеку труда, который своими золотыми руками делает те вещи, от которых зависит успех всей страны, общества, – особое отношение. Понятно, они во многом успешны. Мы забыли про рабочего, считали, что все те традиции, которые закладывались в советское время – и Первомай, – все это пережиток какого-то прошлого, что можно без этих праздников. И мы сейчас делаем вот уже четвертый год практически торжественные мероприятия не только 1 мая, но и накануне. Награждаем и чествуем победителей конкурсов профмастерства. По 66 видам профессий в этом году профсоюзы вместе с правительством провели конкурсы. Выявлены победители, лучшие из лучших, они все получили дипломы, по 60 тысяч от правительства премию.

И эту работу мы будем продолжать и, более того, готовить команду не только участвующих у себя в конкурсах, но и в конкурсах в стране. И WorldSkills – это международный конкурс рабочих профессий, мы собираем там людей, имевших государственное признание в советское время, Героев Соцтруда, и их чествуем, показываем сегодняшнему поколению тех людей, которые в свое время сделали то, чем мы пользуемся до сегодняшнего дня, многими благами, созданными ими. Этим самым формируются определенные традиции. Не до основания разрушаем все и с чистого листа начинаем строить, как у нас в известной песне было. Надо слой к слою приращивать – и тогда будет основание, на чем будет базироваться развитие и ростки нового будут появляться. А, к сожалению, один раз полное отрицание всего того, что происходило в стране когда-то, потом еще раз… И, может, качество наших людей, менталитет – а у нас всегда была идея соборности очень развита, идея признания в обществе лидера, задающего тон. И если этих людей не подмечать, не поддерживать, то и сам коллектив может по-настоящему не развиваться. Эти традиции не только в советское время закладывались, это столетиями было – моральная поддержка, признание людей высоко ценится.

Важна не только заработная плата. Еще до Октябрьской революции об этом много писалось. Поэтому мы это активно делаем, понимая, что в том числе пропагандируем рабочие профессии, повышаем престиж, молодые люди видят, что это нужно обществу, государству, они видят поощрение моральное и материальное и начинают тянуться к тем профессиям, которые еще совсем недавно были непопулярны. Сейчас процент ребят, выбравших в школе физику как основной предмет по ЕГЭ, доходит до 50%, а был 18%. А было, что 80% шли в гуманитарную сферу, в которой не производится продукт, которая обслуживает общество. А реальный сектор – который делает продукт, на котором зарабатываются деньги в итоге. Сейчас желающих получить рабочую профессию, инженера, технолога предприятия, значительно больше. И это правильно, на мой взгляд. Поэтому мы и чествуем людей труда, среди которых основная масса – представители рабочих профессий: токари, слесари, штукатуры, сантехники, которые своими руками создают блага, которыми мы каждый день пользуемся.

– Я знаю, что в зале было даже недостаточно мест для всех желающих, люди стояли, но с большим интересом шли на этот праздник. Большое спасибо вам, Николай Иванович, за такую хорошую традицию.

– Сегодня мы в Самаре проводили такой же праздник. Для Тольятти это в первый раз. И когда я говорил, что самарцы дважды вставали и аплодировали людям – героям Соцтруда, имеющим высокие заслуги. И то же самое происходило в Тольятти, когда на сцену поднимались герои Соцтруда, ветераны. Это заряжает людей в зале всех, это обязательно оставляет сухой остаток, который подвигает на определенные шаги, которые нужны и самим людям, и обществу.

 

– Николай Иванович, хочу напомнить всем, что мы беседуем в прямом эфире. Свои вопросы вы можете задать главе региона по телефону 700 500. У нас работает колл-центр, звонки принимают и обрабатывают сразу несколько операторов. И сейчас с нами на связи из колл-центра наш корреспондент Наталья Лопатина. Наталья, мы вас видим, как у вас дела? Много ли человек уже успели дозвониться в первые минуты эфира?

– Здравствуйте, Николай Иванович, здравствуйте Ирина. Да, действительно, с начала эфира к нам поступило большое количество звонков. Люди звонят не только из Тольятти, но и из Самары. Главный вопрос – это вопрос капитального ремонта. Также людей волнует судьба АВТОВАЗа, состояние дорожной сети города. Конечно, в рамках одной программы мы все телефоны вывести в эфир не можем. Сейчас есть звонок, и мы готовы его вывести в студию.

– Мы готовы принять. Пожалуйста, мы слушаем вас.

– Добрый вечер, Николай Иванович, вас беспокоят жильцы дома Орджоникидзе, 15, мимо которого вы только что проезжали, мы гуляем с детьми здесь во дворе. Хотели попросить, чтобы вы посодействовали в ремонте детской площадки. Мы уже устали бороться, обращались в управляющую компанию, к помощнику нашего депутата. Детская площадка у нас разбита, и плюс еще у нас нет парковки, а дом очень большой, и даже сотрудники телекомпании ставят на наши парковочные места машины, ездят очень быстро, и нам очень страшно за детей – нет ограждения площадки, мы боимся, что детей собьют.

– Хорошо, давайте сначала детскую площадку сделаем. Чтобы не получилось так, что парковку сделаем, а для площадки места не останется. Дети все-таки должны быть в приоритете. А по парковке – поручу, чтобы посмотрели повнимательнее, что можно сделать. А детскую площадку мы вам поможем сделать обязательно. Это не так дорого стоит и можно достаточно быстро сделать.

 

– Мы продолжаем. Николай Иванович, вернемся к теме человека труда. Несмотря на все сложности, АВТОВАЗ сегодня не стоит на месте – улучшаются стандарты производства, не прекращается работа по улучшению качества автомобилей. И у нас сейчас на связи будут вазовцы, мы заранее сделали эту съемку, так как в пятницу завод не работает. Я передаю слово нашему корреспонденту Яне Левиной.

– Здравствуйте, Николай Иванович. Сейчас мы находимся в цехе, где собирают автомобили «Калина». Рядом со мной – сотрудники автогиганта, и у них есть к вам вопросы.

– Быков Владимир. Николай Иванович, в этом году АВТОВАЗ отмечает свое 50-летие. Как мы знаем, подготовка к празднованию проходит на федеральном уровне. Скажите, пожалуйста, как это будет проходить в городе и на АВТОВАЗе?

– Мы советовались и с вазовцами, и с ветеранами АВТОВАЗа – как можно отпраздновать юбилей, чтобы подготовка к нему как можно больше дала городу, а не просто провести праздник, какие-то торжественные мероприятия и на этом завершить. Нами было принято решение, которое поддержали и президент, и председатель правительства страны, что основной юбилей будет отмечаться, когда с конвейера сошел первый автомобиль. Чем это лучше для города и завода? У нас есть время для выполнения большой программы, которую тоже поддержало правительство. В правительстве создана рабочая группа, которую возглавил вице-премьер Дворкович. В течение пяти лет будут реализовываться мероприятия для города (у АВТОВАЗа – свой бизнес-план) – культурные, прежде всего, проекты. Создать современные качественные объекты культуры, спорта, здравоохранения, образования, дороги – с тем чтобы город в течение этих 4-5 лет получил новое дыхание, преобразился. Программу утвердили на 42 млрд. руб. – это очень большая сумма. Для сравнения: на подготовку Самарской области к чемпионату мира выделено 36 млрд. руб. без учета стадиона. Уже в рамках этой программы Тольятти получит дополнительные деньги на ремонт и строительство дорог – кроме того, что мы даем миллиард.

– Это очень хорошая новость, Николай Иванович.

– От 300 до 500 млн руб. на этот год. И такого рода решения будут появляться. Например, решен вопрос по строительству школ. В программе есть и набережная. Программа очень обширная. Предусматривает частно-государственное партнерство. Мы эту работу будем вести со всеми предприятиями, бизнесменами, чтобы они участвовали. Это даст нам более весомые основания просить о реализации той большой программы, которая прописана правительством РФ. Нам очень важно, чтобы у нас политическая обстановка была нормальной. Не надо плевать в колодец, из которого пьешь, иначе себе все испортишь, а потом будешь кричать – плохо-плохо. Надо понять, что без единения людей, без консолидации, монолитности всего общества стране очень сложно двигаться вперед, потому что нас со всех сторон сейчас пытаются зажать, не дать возможности развиваться, уронили цену на нефть и т.д. И если в этой обстановке тольяттинцы начнут расшатывать ситуацию… Больше всего отрицательных примеров в западных СМИ о нашей стране за последние полгода было из Тольятти. И эти примеры подаются там против нашей страны, а это играет на руку тем политикам, которые пытаются настроить свой народ против России. Вот, например, вчерашние события во Франции: депутаты собрались и проголосовали за снятие санкций, получили большинство голосов, решение – за президентом. То есть рядовые люди в тех странах несильно хотят вреда России – унизить Россию, расчленить. А политики – да. И когда мы даем почву политикам Запада настраивать людей против нас, мы сами себе просто делаем хуже. Я знаю, сейчас в Тольятти разные группы людей пытаются расшатать обстановку. По нам, по АВТОВАЗу принято принципиальное решение на пять лет вперед – программа модернизации АВТОВАЗа с участием государственных институтов развития. И нам, естественно, надо сделать все, чтобы мы поработали на себя – участвовать в этих процессах, показать, что мы заинтересованы. И не относиться наплевательски к тем инициативам, которые сегодня предпринимаются на местном, областном, государственном уровнях в отношении Тольятти.

Программа обширная, одобрена и президентом, и председателем правительства. И если все нормально сложится, я гарантию даю, что эта программа будет реализована. Если не будет каких-то форс-мажорных обстоятельств в стране. Если мы сами себе не навредим.

– На самом деле мы все верим в то, что Тольятти обретет и новое дыхание, и новое рождение. И мы должны понимать, что это от нас зависит в том числе.

– По дорогам – уже точно в течение минимум трех лет мы приведем в порядок основные дороги. По миллиарду будет давать область, а раньше (четыре года назад) Тольятти получал по 130-150 млн руб. Плюс если 300-500 придет из федерального бюджета, то 1,3-1,5 миллиарда – для Тольятти это те суммы, которые могут в течение трех, максимум четырех, лет дороги привести в нормативное состояние.

- Да, мы знаем Николая Ивановича. Спасибо вам за то, что придя на пост губернатора Самарской области, вы сразу стали обращать внимание на наш город и вот такие беспрецедентные суммы на ремонт дорог стали выделять. Конечно, еще есть проблемы, но работа-то движется, мы это видим.

– Я два года назад приехал в конце мая посмотреть, как ведутся работы по ремонту дорог. Меня привозят на дорогу 26 мая, я смотрю – там никто не работает. Я спрашиваю: а куда вы меня привезли? «На дорогу, которую мы сделали в прошлом году». Так я хотел посмотреть, как ведутся работы, насколько качественно в этом году. «А в этом году, – говорят, – еще не начали. У нас еще тендеры не прошли, мы с проектами задержались, с подготовкой проектно-сметной документации…» Сегодня я еду, вижу: уже асфальт кладется. Апрель – асфальт уже кладется. И уже из Тольятти мы имеем на 2,5 миллиарда рублей проектно-сметной документации в минтрансе области. И в этом смысле, конечно, во многом зависеть будет и качество. Если аврально их делать в августе-сентябре, когда дожди идут – качества дорог не будет. А если полноценно использовать май, июнь, июль – конечно, будут и другого качества дороги в итоге.

 

– У нас снова на связи вазовцы. Давайте послушаем следующий вопрос от представителей автогиганта.

– Ольга Алексеева. Как известно, доставку заводчан до места работы и обратно АВТОВАЗ полностью отдал городу. Часть автобусов новая, но также есть и старая техника. Будет ли полное обновление автобусов в этом году?

– В этом году мы для Тольятти (это тоже федеральная программа) закупили на газомоторном топливе новые автобусы. Они по качеству даже лучше и, самое главное, экономичнее, чем те, которые мы покупали три с половиной года назад для Тольятти. 60 автобусов снова приобрели. Они со вчерашнего дня начали выходить на маршруты. Насколько они закроют направление автозаводское, я сейчас сказать не могу, но я уточню у мэра, посмотрим. Если они не будут закрывать, то в этом году, наверное, уже газомоторных больше приобретаться не будет, но в программе будущего года мы будем снова приобретать автобусы на газомоторном топливе. И будем, естественно, закрывать автовазовские маршруты – это для нас вопрос вопросов.

 

– У нас есть еще вопросы от автовазовцев, давайте послушаем.

– Как мы знаем, сейчас правительство пересаживается на новые автомобили LADA Vesta. Нравится ли вам наша новинка, и что думают ваши коллеги о нашей новой машине?

– LADA Vesta мне нравится. Более того, мы купили еще одну машину, та машина переехала в Мордовию и там души не чают в этой машине, очень понравилась она. Я купил LADA XRAY для своей семьи. Тоже хочу сказать – машина очень понравилась. Мы вязли машину в постпредство в Москву сейчас, и я буду ездить на «Весте» в правительство, Кремль, министерства, чтобы и там видели наш автомобиль.

Сейчас в нашем гараже уже 18 машин – в правительственном автопарке. Уже немало. Мы продаем практически все наши «Ауди» и покупаем «Весты». Потом будем продавать часть «Фордов» и также приобретать «Весты» или «Иксрей». А дальше пойдет плановое обновление – мы будем покупать только машины АВТОВАЗа. Процентов на 95 наши чиновники в течение двух-трех лет пересядут на машины автозавода. И это вообще должно быть законом. Во всех странах так: если есть свой производитель, его поддерживают тем, что власть ездит на этих машинах. От этого в том числе качество подтягивается, потому что производитель понимает, что он несет дополнительную ответственность за то, что он поставляет органам власти. Еще раз хочу сказать: машины хорошие. Сейчас со мной руководитель департамента информационной политики – он тоже ездит на «Весте».

– Таким образом самарские чиновники, члены правительства становятся посланниками бренда LADA, вы нас поддерживаете, это очень хорошо, я думаю, вазовцы вам за это скажут спасибо.

– Мы это еще расширим и будем говорить об этом на разных совещаниях федеральных, чтобы другие регионы подтягивались, брали пример с нас. Потому что не все этому верят. У нас же было несколько попыток пересадить чиновников на собственные машины. И, к сожалению, они проваливались – причем с таким «юморным» подтекстом. И нам очень важно сейчас самим, чтобы нормальное хорошее мнение сложилось, и потом хоть саратовцам, хоть свердловчанам, хоть башкирам об этом говорить и, более того, дальше можно ставить еще раз вопрос у президента. А осенью прошлого года мы эту тему обсуждали, я ему сказал, и он поддерживает это. И естественно, мы попытаемся, чтобы в других регионах этот процесс пошел.

 

– У нас на связи колл-центр, мне подсказывают, есть звонок. Мы вас слушаем!

– Николай Иванович, добрый вечер! Я бывший работник АВТОВАЗа, меня зовут Николай Петрович. Мне бы хотелось еще раз от вас услышать. На прошлой «прямой линии» вы пообещали разобраться с нашими перевозчиками, «газелистами», почему так резко повысили плату за  проезд в городских маршрутках. Дело в том, что на остановках они редко останавливаются, проезжают мимо, увидев пенсионеров. Если видят, что пенсионер садится в «газель», пытаются его выгнать, зная, что у него проездной билет. Хотелось бы еще раз услышать, почему не меняется обстановка в нашем городе.

– Сейчас идут суды. Хоть в принципе решение принято, что они обязаны пенсионеров возить, но они пытаются, в том числе, судами от этого отгородиться. Но после сегодняшнего эфира, раз это так людей волнует (и я знаю, тариф там немалый, согласен с вами), мы еще раз вернемся к этому вопросу и посмотрим, как эту ситуацию поправить – и прежде всего для пенсионеров. А может быть, и в целом посмотрим по тарифам. Потому что вести себя так нагло, имея такой тариф, это просто уже беспредел. Я хочу сказать, тариф в Тольятти, мягко говоря, высокий. И почему я так резко говорю: думаю, меня слышит и другая сторона, перевозчики. Ведь можно лишиться лицензии и больше не перевозить. Если раньше можно было выбрать маршрут – и вперед, то жизнь меняется и сейчас можно вообще остаться без работы, если пытаешься работать так, чтобы злить людей, создавать ненужное настроение в обществе. Разберемся еще раз.

 

Еще один вопрос по АВТОВАЗу. Николай Иванович, вы не так давно встретились с новым президентом автогиганта Николя Мором, говорили о задачах, которые предстоит решить на нашем заводе. А вот скажите, каким образом региональная власть может помочь АВТОВАЗу в выстраивании наиболее эффективных взаимоотношений с поставщиками автокомпонентов, в том числе с региональными, теми, кто располагается в Самарской области?

– Думаю, что сам подход нового директора к этому вопросу позволит улучшить в целом обстановку во взаимоотношениях с поставщиками. Он к этому вопросу подходит более аккуратно, более взвешенно и продуманно. Бу Андерссон принимал решения быстро, в некоторых вещах это шло в плюс, а в некоторых это оборачивалось другой стороной. Поэтому и с поставщиками, конечно, надо было работать аккуратнее. И господин Мор, новый президент АВТОВАЗа – он полный антипод Бу Андерссону. Он больше близок к менталитету российскому, по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь». И я думаю, здесь все шаги будут продумываться со всех сторон, чтобы не создавались конфликтные ситуации, которые приводили бы в итоге к крайним результатам. Мы имеем сейчас такую ситуацию на «АвтоВАЗагрегате». Ее могло бы не быть, если бы этот вопрос решался тонко, дипломатично – где надо, жестко, где надо, пойти на уступки. Мы будем в контакте работать с новым руководством.

Когда он был у меня, спросил, как часто можно встречаться с вами, я предложил раз в квартал, он попросил раз в месяц встречаться. Я говорю – мы готовы и чаще, если это будет работать на позитив, на созидание на АВТОВАЗе, и мы будем активно взаимодействовать. Договорились, что зампред правительства Безруков и плюс Кобенко постоянно будут на контакте с новым руководством, чтобы активно стыковать и работать, в том числе, правительству с поставщиками на территории Самарской области. Еще раз хочу сказать: я практически уверен, что здесь ситуация будет меняться к лучшему. Единственное, хочу сказать, что наши поставщики тоже должны понимать: качество комплектующих должно быть самого высокого уровня. Если мы это не поймем, а не у всех поставщиков такие подходы – как он привык 10 лет назад работать, но времена совсем другие. Ты одну такую машину продал – вторую машину ты не продашь вообще. И может встать вообще завод. Они очень четко должны это понимать.

Меня беспокоит, что мало наших местных поставщиков, которые пришли бы в Особую экономическую зону, где создаются совсем иные условия, значительно более выгодные экономически. Пожалуйста, работай и поставляй комплектующие для АВТОВАЗа, потому что ты от налогов многих освобожден, коммуникации все бесплатно подведены. Но приходят в основном иностранные компании. Поэтому в этом плане правительству Самарской области с поставщиками тоже придется работать. Есть, мы знаем, те, которые модернизировали свое производство абсолютно под европейские стандарты. И они готовы поставлять – и я думаю, будут поставлять – и новое руководство будет активно с ними работать.

 

– Николай Иванович, вы уже упомянули «АвтоВАЗагрегат». Я знаю, что сейчас, когда вы были на встрече в ДКИТ и чествовали людей груда, к вам подходили работницы «АвтоВАЗагрегата», они благодарили вас за то, что вы вмешались в ситуацию, и она стала меняться, люди начали получать зарплату. Скажите, все ли сделано? Работникам дочерних компаний, я знаю, руководство «АвтоВАЗагрегата» давало вам письменные гарантии, что все будет завершено.

– На самом деле было две письменные гарантии. Первая – что до 1 апреля они решат все проблемы. Но получилось так, что до 1 апреля перечислили только основным работникам – 123 миллиона рублей долга по заработной плате. А надо было еще более 70 млн рублей (суммарно 200 млн рублей). Две недели шли очень жесткие переговоры. В том числе в Москве позавчера была у меня встреча очень жесткая. И вчера перечислили очередные 30 миллионов – это уже идет дочерним предприятиям, чтобы закрыть долги. И осталось еще примерно 70 миллионов рублей. Обещают в ближайшие дни перечислить эти 70 млн рублей. Есть снова письменная гарантия – сделать примерно до 4-5 числа. И проблема с долгами по зарплате будет снята. Конечно, проблема очень серьезная, потому что приходится изыскивать, в том числе заставлять, может быть, разными путями, но в основном переговорный процесс, не с оборота предприятия, не с активов, а собственники находят иные средства и перечисляют сюда, в Тольятти, чтобы рассчитываться с заработной платой. Но мы считаем, что в том числе есть их большая вина, что «АвтоВАЗагрегат» дошел до такого состояния. Поэтому они пошли после наших достаточно жестких требований на то, что изыскали возможность и уже 153 млн перечислили, осталось даже не 70, а около 50 миллионов рублей, чтобы всем окончательно выплатить.

Кроме того, когда я встречался с инициативной группой, мы выделили 341 человека, которые получили от нас материальную помощь из резервного фонда главы региона – это те семьи, которым особенно тяжело: это матери-одиночки, это когда оба работают на «АвтоВАЗагрегате» и остались без работы, другие ситуации. Занималось наше министерство социальной защиты, обходили каждую семью, смотрели, проверяли. И мы выделили отдельно 10 млн рублей этим семьям. А часть из них получили по два раза пособие. Не исключается, что некоторые семьи получат еще. Потому что они на самом деле в трудной ситуации, есть семьи, где по 3-4 ребенка. Мы пытаемся помочь и помогаем всем, чем можем. Хочу сказать, этот вопрос достаточно сильно политизирован. Это плохо, конечно. Потому что эти темы активно крутились на Западе, сюда приезжали и CNN, и т.д. А так последние полтора месяца шла планомерная работа, чтобы людей поддерживать, чтобы они не оказались совсем в безвыходном положении. Дальше вопрос будет не менее сложный – как занять этих людей, что будет на «АвтоВАЗагрегате». Мы сейчас над этим тоже думаем, ищем инвесторов. Не исключается, что как только примется окончательное решение, что Тольятти – территория опережающего развития, я думаю, найдутся люди, которые придут на «АвтоВАЗагрегат». Потому что это дает неограниченные возможности для инвесторов развивать свой бизнес в Тольятти.

– Николай Иванович, в своем послании вы сказали, что только работая дружно, двигаясь вместе, плечом к плечу, поддерживая друг друга, можно будет сделать то, чего ждут люди. А многие сегодня живут очень нелегко. Задач, конечно, много, мы все это понимаем. Но 12 мая исполняется четыре года, как вы в должности губернатора Самарской области. И я думаю, что телезрители и жители Самарской области меня поддержат: главное, чего вам удалось достичь – это завоевать доверие людей и изменить их отношение к власти. Люди стали больше власти доверять. И мне кажется, власть тоже делает немало, чтобы стать доступной людям, как мы говорили, «на расстоянии вытянутой руки». Сохранен восходящий тренд в решении самых главных проблем региона, и в губернии запущен маховик перемен в экономике, социальной сфере и политике.

А у нас есть звонок. Слово нашему колл-центру.

– Звонки поступают в очень большом количестве. Люди звонят теперь не только из Тольятти и Самары, но из пригорода, из села Федоровка, из Подстепок, и очень интересные вопросы задают по благоустройству территорий. И у нас есть звонок, мне подсказывают, и мы готовы вывести его в прямой эфир.

– Здравствуйте. Меня зовут Игорь Евгеньевич. Я живу в Подстепках Ставропольского района. И у меня к вам, Николай Иванович, такой вопрос. Подстепки существуют уже, наверное, лет семьдесят. Дороги более-менее есть, а вот тротуаров ни на одной дороге, ни на одной улице нет. Местные власти, видно, не понимают, какой опасности они подвергают местных жителей, в том числе детей, которые идут из школы по автодорогам. Скажите, пожалуйста, когда в Подстепках будут тротуары?

– Непростой вопрос, Игорь Евгеньевич. Я не был в Подстепках, чтобы полностью увидеть село. Будет представлена возможность, я приеду, посмотрим: какой объем, сколько, какие средства нужны. Я согласен с вами, что тротуары в наших деревнях нужны – и нужны обязательно. Кроме той дороги основной. Когда-то так стоял вопрос: лишь бы дорога была. Сейчас нужны и тротуары. Тротуары – это дешевле значительно, чем дорога, и мы можем это сделать. И я думаю, в том числе в Подстепках со временем, может быть, не с ходу, но мы эту задачу решим. Попытаемся помочь как можно быстрее.

 

– Николай Иванович, в подтверждение того, что нас смотрит не только Тольятти, но и вся Самарская область. Нам звонят из пригородов и районных поселений. Куховенок Валентина Валентиновна, пенсионер, село Поволжское. Она пишет: «Наш поселок пущен на самотек, тротуары разбиты, во дворе нет детских площадок». Онесина Галина Геннадьевна, пенсионер, сообщает нам: «Моя мама живет в Зеленогорске Елховского района. Из четырех колодцев, которые есть в деревне, три развалены. Перед каждыми выборами кандидаты обещают их отремонтировать, но ситуация не меняется».

– По Елховскому району мы проверим точно насчет колодцев. Я почему-то не верю, что каждый раз обещали и ничего не сделали. Проверим. Это не та проблема, которую нельзя решить.

 

– Восстановят ли дорогу к Дворцу пионеров от проспекта Степана Разина в Автозаводском районе? Жалуются, что где-то на улицах складывают много мусора.

– Я прошу все зафиксировать.

 

– Вижу уже не первое сообщение от инвалидов – в частности, Курбатова Анна Викторовна жалуется, что инвалидов не берут на работу…

А у нас есть звонок.

– Вас беспокоит Беляев Эдуард Валериевич. Я работник АВТОВАЗа, и у меня вопрос такой. После того как вы стали губернатором нашей области, вы восстановили людей, которых сняли с программы «Молодая семья», потому что им исполнилось 36 лет. Будет ли эта программа продолжена и будут ли выплаты в 2016 году?

– Да, программа будет продолжена. В этом году федеральный бюджет выделил денег на эту программу меньше, потому что из-за цен на нефть подсократился; наш бюджет сложный. Мы в прошлом году заселили 1250 молодых людей по этой программе. В этом году мы тоже продолжим эту программу. Мы получаем в этом году самую большую сумму в стране – и в прошлом году тоже так было. Там из 40 процентов, которые получает молодая семья, 10 процентов – федеральные, 30 процентов – наши. Это первый ипотечный взнос мы отдаем молодой семье, это самая большая сумма. Но она пока ту огромную очередь, которая у нас есть, не перекрывает. Будем продолжать дальше. И я уверен, что вся страна эту тему – тему развития ипотеки, помощи с первым взносом (может, это будет не 40 %, а, например, 20+20, если ситуация не изменится к лучшему с бюджетом), но строить жилье мы будем. За три года мы в 1,8 раза увеличили объемы строительства жилья, мы обошли Татарстан по объему строительства на душу населения – и это большой успех губернии, потому что еще 7-10 лет назад мы были последними, строили жилья на душу населения меньше всех в Приволжском округе. А сейчас мы первые. Плюс мы снизили на 25 % стоимость жилья, если сопоставить с другими регионами Приволжского округа. Жилье стало доступнее, в Самаре сейчас стоит 30 тысяч рублей квадратный метр. Раньше дешевле 45 тысяч найти было невозможно. Людям стало это доступнее. Жилье будем продолжать активно строить и использовать все источники – в том числе программу для молодой семьи. Сейчас идет программа «Жилье для российской семьи», где тоже надо нам посмотреть, чтобы Тольятти активней участвовал, потому что сейчас в большей мере участвует Самара. Это тоже добавляет доступность людям осилить стоимость жилья.

 

– Сейчас педагоги готовы задать вам свои вопросы.

 – Олеся Игоревна, учитель математики 39-й гимназии. У нас есть огромное желание создать технопарк для Комсомольского района. У нас, кроме этого, есть еще и возможности. Совместно с центром дополнительного образования «Родник» мы уже запускаем проект по созданию такого технопарка. У нас есть и свободные площади, и необходимое техническое оборудование, и обученные специалисты. У нас вопрос: может ли область поддержать нас в создании этого проекта?

– Вопрос очень интересный. В школе решили создать технопарк. Это вообще уникальное явление. Давайте я пошлю людей, которые поразбираются с вами, и мы обязательно вас поддержим. 1 сентября мы запускаем центр для одаренных детей, школу-лицей, сейчас идет отбор специалистов. Там тоже будут спецпрограммы, чтобы готовить ребят для решения очень важных, очень сложных задач – и прежде всего технических. Создать в школе технопарк – это очень хорошая идея.

 

– У нас звонок из Самары.

– Добрый вечер, Николай Иванович. У нас от Ташкентской улицы до заправки проходит реконструкция Московского шоссе. И непосредственно на Мехзаводе находятся два подземных перехода, которые соединяют поселок между собой. Этот вопрос стоит давно на повестке дня среди всех жителей, чтобы оставить эти подземные переходы – просто привести их в достойный вид.

– Я в субботу объезжал Московское шоссе, смотрел качество работ. Мы обсуждали эту тему. Там сейчас предлагаются, в том числе, варианты – сделать надземные переходы, потому что с подземными не все технически получается. Мы, наверное, можем пойти на этот вариант. Эта тема сейчас минтрансом нашим обсуждается. Решается, один переход оставить или два, и в каком мест

Просмотров: 500

Новости

ВсеПопулярныеРекомендуемыеТемы
Телепроекты

Обозреватель

Смотрите по понедельникам в 19:20

Лица канала
Наталья Корсакова

"Тольятти культурный", "По Волге. На Жигулях"

Яна Левина

"Новости Тольятти", "Обозреватель", телемост "Суть дела"

Юрий Соколов

"А что в селе?"